ДЖАЗ И / ИЛИ КЛАССИКА? ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС…
Музыка Николая Капустина, прозвучавшая на встрече молодых композиторов в клубе «Лира» (НТСО) вызвала весьма содержательное обсуждение. И в одночастном Концерт для фортепиано с оркестром № 4, и малом полифоническом цикле – Прелюдии и фуге № 12 (из цикла 24 прелюдии и фуги, ор. 82) – джаз и классика явили абсолютный синтез.
Очевидно, что классическая форма не становится прокрустовым ложем для музыкального языка из другой лексической и гармонической сферы. Более того, стиль Капустина узнаваем и обладает особым энергетизмом независимо от того, звучит скерцозно-танцевальный, лирико-песенный раздел или мощный поток нескончаемого апофеоза. Хитросплетения полифонических голосов движутся естественно и пластично, как будто продолжают баховские из ХТК, но в руках Маэстро Николая. Такой вот диалог культур во времени и пространстве. Но! Результат разный. Как отметили присутствующие, музыка Капустина очень земная в высоком смысле этого определения, т.е. она о Человеке и для Человека. Не просто оптимизм и позитивность, но и сохранность смыслов (в противовес абсурдизму и бессюжетности), как надёжный фундамент становятся этаким джазоклассическим эквивалентом новейшей эстетики.
Решено было непременно послушать миниатюры Н. Капустина (этюды, прелюдии, поздние программные пьесы как то «Радуга» и др.) в домашнем формате, дабы продлить процесс «открытий чудных», уготованных ХХ веком.
На заседании приятным сюрпризом стало исполнение Артёмом Спасёновым Вариаций на чешскую тему – произведения, завоевавшего Гран-при на IV Всероссийском (с международным участием) конкурсе по музыкально-теоретическим дисциплинам, посвящённого Международному дню музыки (Уфа).
Так композиторы выстраивают диалоги, что, безусловно, вселяет уверенность: будет музыка – будет и Человек, а значит Мир… «Лира» готовит новые встречи…