Размер шрифта:
A
A
A
Цвет фона и шрифта:
Ц
Ц
Ц
Показывать
изображения:

Джек Лондон о внутренней свободе или чего стоит улыбка на грани…

В рамках Научно-творческого студенческого общества 6 октября 2023 года состоялось второе заседание литературного клуба «Con Anima». В фокусе внимания – рассказ Джека Лондона «Отступник».

Для более глубокого понимания произведения ведущая Алёна Сибирская поведала присутствующим о трудном жизненном пути писателя. Выяснилось, что книги американского автора, начиная с самых первых опытов, отличаются насыщенной автобиографичностью.

Небольшой по объёму рассказ Лондона задал непредвиденную в своих масштабах дискуссию. Казалось бы, лёгкий слог, кристально чёткое повествование, живые и реалистичные образы… И всё было бы действительно ясно, не поставь автор в тупик читателей финалом, зияющим большим чёрным пятном в произведении. Рассказ заканчивается так: «Когда сумерки сгустились в ночную тьму, к станции с грохотом подкатил товарный состав. Пока паровоз перегонял часть вагонов на запасной путь, Джонни подкрался к поезду. Он открыл дверь пустого товарного вагона и неуклюже, с трудом забрался туда. Потом закрыл за собой дверь. Паровоз дал свисток. Джонни лежал в темноте и улыбался».

Во время обсуждения участники поделились на два лагеря и были выдвинуты основные позиции по данному вопросу.

Кто-то считал, что Лондон подводит читателя к идее обретения духовной свободы через волевое сопротивление общественной системе. Герой (подросток с опытом 70-летнего старика, нелюбимый матерью и битый отцом) переболел и обнулил жизненную ситуацию, в которой оказался, тем самым смог выйти из-под гнёта обстоятельств. Сам факт выбора между долгом и свободой вызвал множество ассоциаций, вплоть до финала оперы «Кармен» Дж. Бизе… Оказалось, что отступничество от необходимости рабского труда и есть спасение личности Джонни. «Отступник» – образ спасения в духовном освобождении.

Другая сторона выдвинула менее оптимистичную позицию, проанализировав произведение в материалистической парадигме. «Если ты не можешь изменить реальность – измени своё отношение к ней» – лозунг, подходящий для психотерапевтов, работающих с непреодолимыми недугами их пациентов, но никак не лозунг человека и тысячи ему подобных, несправедливо угнетаемых в условиях производства с тяжёлым рутинным алгоритмом труда. Реальность должна быть преобразована, но для этого потребуется осознание ограниченности индивидуальной воли, к чему и пытается подвести автор. И пусть герой сделал свой выбор – это выбор между нечеловеческим существованием и смертью – «выбор» личности несвободной, эксплуатируемой и приносимой в жертву фабрикам-машинам. «Отступник» – образ драматической жертвы, поглощённой в своём сопротивлении.

Хочешь тоже принимать участие в подобных интеллектуальных обсуждениях? Будем ждать на следующем заседании литературного клуба «Con Anima». Читаем дальше А. Чехова – «Скрипку Ротшильда». До встречи!

Пострелиз представила Алёна Сибирская и О.В. Шмакова