Размер шрифта:
A
A
A
Цвет фона и шрифта:
Ц
Ц
Ц
Показывать
изображения:

Никколо Паганини: мифы и реальность

«С днём рожденья, Маэстро!», – так завершилась программа «Миф Паганини», представленная Ульяной Арефьевой 26 октября 2022 года в Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова (НТСО).

В презентации перед слушателями развернулась линия жизни и творчества великого итальянского скрипача и композитора, легенды Музыки, покрытой множеством тайн и мистификаций.

В биографической части были освещены страницы его детства и отрочества: Генуя – место рождения Паганини 27 октября 1782 года; учителя – Франческе Ньекко, Джакомо Коста, Джанкарло ди Негро. Отмечено, что в творчестве гениального итальянца значительную роль сыграли его возлюбленные, многим из которых посвящены прекрасные сочинения: прозвучали фрагменты «Любовного дуэта» и сонаты «Наполеон» (муза – Элиза, сестра Наполеона); «Кампанелла» / «Колокольчик» (муза – Антония Бьянка, певица, жена).

В части презентации, посвящённой анализу поэтики музыки Н. Паганини, были затронуты вопросы о соотношении божественного и демонического начал в истории, начиная с XIV века вплоть до романтизма и ХХ века. В фокусе оказалось творчество П. Гегенбаха, Г. Младшего, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана, Дж. Верди, Дж. Тартини, И.Ф. Гёте, Н. Ленау, Н. Гумилёва, И. Стравинского… Особо выделен миф о плясках смерти и миф о продаже души ради достижения магической силы…

Итогом стала мысль о том, что демонизация Паганини связывалась его современниками с исполнительской – сверхвиртуозной и театрализованной – игрой; тогда как музыка Паганини раскрывает божественные красоты, выразительность и блеск орфического дара – дара Музыкальности…

Закономерно, что многие композиторы посвятили свои опусы по Паганини: Ф. Лист, Р. Шуман, И. Брамс, С.В. Рахманинов, В. Лютославский, Э. Денисов…

В конце программы прозвучали «Кантабиле» и фрагмент I части скрипичного концерта № 1 – альфа и омега (лирика и вечное движение) – музыка Никколы Паганини.

С днём рождения, Маэстро!