«Я странный романтик позднего барокко. Зачем я это делаю? Риторический вопрос…» (Ольга Брынза)
16 декабря 2021 года в Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова в рамках Научно-творческого студенческого общества состоялся авторский концерт Ольги Брынза.
В литературно-музыкальную сюиту «Романтик позднего барокко», которую вместе с ней поэтично представили Артём Спасёнов и Диана Хелемендик, вошло 10 стихотворений и их музыкальных прочтений: «Ангел» / «Песня Ангела», «Рождение дня» / «Озеро лотосов», «Горе-надежда» / «Часы», «Дыхание ветра» / «Снегопад», «Рассвет души» / «Ностальгия», «Весенний вечер в августе» / «Грёза», «Полёт» / «Порыв», «Ученица Баха» / «Фуга», «Мой веер» / «Осень», «Подруга лотоса» / «Менуэт».
Склонность искать во всём прекрасный совершенный идеал и опора на шедевры русской поэзии «золотого века» делают автора истинным романтиком, вступающим в диалог с Пушкиным, Лермонтовым, а также Гейне. Неслучайным оказывается рифмование и с музыкой XIX века – Оффенбаха, Мендельсона, Шопена, Глинки, раннего Рахманинова.
Барокко в поэтической сюите несколько перевешивает, ощущаясь и в словах, и в музыке – это творческая необходимость быть единовременно искренне экспрессивной и молитвенно глубокой, можно сказать, аффектной. Множество тончайших серебряных нитей связывают творчество Ольги с музыкой И.С. Баха и одного из его сыновей, Филиппа Эмануэля: включение монограмм отца и сына, и самого Духа старинной музыки. Обилие полифонических приёмов и форм вносят в современные композиции юного композитора Красоту интеллектуальной лирики.
Но почему «позднее» барокко? Это термин или метафора? Возможно, речь идёт об игре смыслов. С одной стороны, эпоха прошла три века назад и поздно пребывать в ушедшем времени. С другой, как считает Ольга, всё в жизни происходит вовремя и никогда не поздно творить искусство, как просит того душа…
А душа во время этого концерта соприкоснулась с детской чистотой и сокровенностью рассвета, пением ангела и ароматом лотоса, трагедией расставания и порывом отчаяния, снегопадом и морем, растворением в красках тональностей и инверсий жанров.
Впереди новая встреча. На сей раз исключительно барочная, ибо публику ожидает поэтическое прочтение ХТК И.С. Баха – «Хрустальный тембр клавесина». Риторические вопросы и поиск ответов продолжаются, подобно реке Времени.