День памяти Маргариты Александровны Григорьевой
6 ноября 2024 г. – день памяти: сегодня год, как не стало Маргариты Александровны Григорьевой. Это был прекрасный Человек и Педагог, сыгравший особо значимую роль в жизни многих музыкантов. Вся жизнь Маргариты Александровны была неразрывно связана с нашим учебным заведением. 58 лет она посвятила педагогической и научной работе, воспитав целую плеяду талантливых учеников, реализовавших себя в профессии.
Маргарита Александровна родилась в городе Яранск Кировской области в музыкальной семье. Папа – Александр Иванович Григорьев – окончил музыкальное училище по классу скрипки. Прошел всю Великую Отечественную Войну был рядовым, красноармейцем.
Мама – Тамара Ивановна Григорьева – была преподавателем по классу вокала в музыкальном училище. Брат – Борис Александрович – окончил музыкальное училище в Чебоксарах и поступил в Казанскую консерваторию. Работал мастером по настройке фортепиано. В роду у Григорьевых музыку любили. Отец Александра Ивановича играл на аккордеоне (был самоучкой), а его брат Николай Иванович – на гитаре.
Детство Маргариты Александровны прошло в маленьком Чувашском городке Цивильске. За два года до поступления в училище семья Маргариты Александровны переехала в Сталинград.
Так как в то время в Сталинграде еще не было музыкального училища, в 1956 году Маргарита Александровна, по настоянию родителей, поступила в Саратовское училище им. Собинова на отделение «Теория Музыки», а в 1960 году – в Саратовскую консерваторию им. Собинова, окончив ее в 1965 году.
С 1 сентября 1965 года (в возрасте 23 лет) она стала работать в Волгоградском музыкальном училище, ныне – Волгоградской консерватории имени П.А. Серебрякова и работала вплоть до 6 ноября 2023 года, была ведущим педагогом по теории музыки (сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония, музыкальная форма, полифония).
Особой историей жизни Маргариты Александровны была ее любовь и искренний интерес к старинной музыке. Ее кандидатская диссертация, которую она защитила в 2010 году, была посвящена творчеству Карло Джезуальдо: «Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо».
После защиты диссертации Маргарита Александровна продолжила работу над старинной музыкой, приняв участие в многочисленных конференциях (в Москве, Саратове, Астрахани, Ростове, в том числе в Италии в г. Джезуальдо (провинция Авеллино), по материалам которых было опубликовано множество научных статей.
В статье «Парадоксы Джезуальдо» (в журнале «Старинная музыка») подчёркивается мысль о том, что в эпоху XV–XVI веков нет ни одного композитора, в музыкальном языке которого сосредоточилось бы столько необычности и противоречивости, как в творчестве Джезуальдо. При этом, парадоксальность раскрывается как во внешних проявлениях, так и в сугубо творческих. Из парадоксов творчества автор выделяет основную черту стиля Джезуальдо – непрерывное балансирование между противоположными категориями музыки: модальностью и тональностью, диатоникой и хроматикой, аккордом и конкордом, консонансом и диссонансом, полифоническим и хоральным складами фактуры, квантитативной (мензуральной) и квалитативной (акцентной) метрикой.
Статья «Иконография Джезуальдо: вымысел и правда» посвящена рассказу о картине, которая находится в городе Джезуальдо в церкви Санта Мария делла Грациа. Это единственное достоверное изображение Джезуальдо, где он показан в виде кающегося грешника за убийство жены Марии д’Авалос (это известный факт). Он изображён коленопреклонённым. Его дядя священник Карло Борромео держит руку на его плече в знак прощения перед Богом.
Статья «Хроматическая гармония Джезуальдо» отражает видение Маргаритой Александровной гармонии этого композитора. Основной мыслью этих исследований является то, что Джезуальдо, будучи композитором XVI века, писал в тех традициях, в которых существовала музыка в то время, а именно, в натурально-ладовой системе. Но, при этом, отмечаются и признаки будущей тональной системы (Маргарита Александровна использует в связи с этим термин «прототональность», введённый С.Н. Лебедевым). Таким образом, в гармонии Джезуальдо проявляются признаки и модальной, и будущей тональной системы. Это удивительный феномен на границе XVI –XVII веков.
Доклад «Об ускользающих каденциях Джезуальдо», представленный на конференции к 80-летию Холопова, посвящен интереснейшему аспекту: речь идёт о том, что, в тот момент, когда должно быть разрешение (на наш слух) определённого аккорда, вдруг этот аккорд резко подменяется за счёт хроматики.
Большой раздел научных статей Маргариты Александровны посвящён Джезуальдо в XX веке. Главной мыслью этих работ является мысль о том, что музыка Джезуальдо настолько выпадала из представлений XVI века, что в последующие времена он был забыт или резко критикуем. И только в XX веке, который прошёл все этапы развития гармонии, когда хроматика стала естественным состоянием для музыки, творчество Джезуальдо было оценено по достоинству.
Кроме многочисленных научных статей, опубликованных в сборниках по итогам конференций, Маргарита Александровна является и автором статей в Большой Российской Энциклопедии, изначально существовавшей в печатном виде, а сейчас – ещё и как электронное издание. Это статьи о К. Джезуальдо, К. Меруло, К. Монтеверди, Г. Окегеме, о Маньеризме.
Кроме старинной музыки спектр тем исследований Маргариты Александровны чрезвычайно широк: выпускные квалификационные и курсовые работы студентов: «О серийной технике И.Ф. Стравинского», «Времена года А. Вивальди», «Симфония Диттерсдорфа», «Missa Prolationem» Й. Окегема: к проблеме канонических форм», «Изоритмические мотеты Джона Данстейбла» и многие другие.
Это лишь небольшой, краткий обзор научной деятельности Маргариты Александровны Григорьевой.
Маргарита Александровна очень любила вспоминать и о своих многочисленных учениках. Всю свою жизнь она не только передавала свои ценнейшие знания ученикам, вкладывая всю душу в свою работу. Все профессиональные навыки она удивительным образом всегда совмещала с творческими идеями, воплощая их в жизнь.
Многие из ее учеников стали знаменитыми: Татьяна Диденко (окончила институт им. Гнесиных); Ирина Медриш (выпускница Ленинградской консерватории), Валентина Виноградова (окончила Саратовскую консерваторию), Ирина Автономова (выпускница Московской консерватории, стипендиат самой престижной – ленинской – стипендии в Советском Союзе, ныне – доктор искусствоведения); Виктория Коршунова (выпускница Московской консерватории, Арт-директор Московского ансамбля современной музыки (МАСМ)); Ирина и Марина Школьник (выпускницы Московской консерватории); Дмитрий Коростелёв (выпускник Московской консерватории), Михаил Перельштейн и многие другие.
Некоторые преподаватели и руководители нашей консерватории – бывшие ученики Маргариты Александровны: ректор Ольга Юрьевна Осадчая, проректор по учебно-воспитательной работе Елена Александровна Гущина, Татьяна Геннадьевна Вихорева (была проректором Волгоградской консерватории в 2016–2021 г.), Ирина Владимировна Гольберг, Татьяна Сергеевна Орлова, Ксения Владимировна Федичкина, и др.
Маргарита Александровна всю жизнь поддерживала дружбу не только с учениками, но и коллегами, единомышленниками.
Доброта, искренний интересе к людям, доброжелательность, необыкновенная любовь к ученикам – всё это было неотъемлемыми душевными и личностными качествами Маргариты Александровны.