Размер шрифта:
A
A
A
Цвет фона и шрифта:
Ц
Ц
Ц
Показывать
изображения:

Открытие Лаборатории научных идей «Диалог»: в фокусе творчество Д. Шостаковича

В деятельности Научно-творческого студенческого общества – новый формат!

24 декабря 2021 года состоялось открытие Лаборатории научных идей «Диалог». Приоритетным для данного направления работы является атмосфера поиска ответов на актуальные вопросы в области музыкального искусства и образования, анонсирование новейшей исследовательской литературы, представление творческих проектов.

На заседании, посвящённом 115-летию со дня рождения Д. Шостаковича, были затронуты два аспекта: докладчики и исполнители сфокусировали свои интересы вокруг «непопулярных» страниц биографии композитора и методики освоения весьма непростого музыкального языка классика ХХ века.

О Дмитрии Шостаковиче как педагоге рассказали Ольга Едукова и Анастасия Смирнова. Слушателей заинтересовали факты об отношениях Учителя с его учениками: в Ленинградской консерватории – это Георгий Свиридов, Орест Евлахов, Юрий Левитин, Галина Уствольская, Геннадий Белов, Вадим Биберган, Александр Мнацаканян, Вячеслав Наговицын, Герман Окунев, Борис Тищенко, Владислав Успенский; в Московской консерватории – Р. Бунин, Н. Тимофеев, Р. Гаджиев, К. Хачатурян, К. Караев, Г. Галынин, Б. Чайковский.

О единственном опыте Д. Шостаковича как дирижёра поведала Милена Коваленко. Поскольку данное событие произошло в 1962 году в Горьком, были раскрыты особенности культурной жизни этого некогда «закрытого» города с атомным шлейфом, но открытым к новаторским устремлениям композиторов и исполнителей. Творческие контакты Дмитрия Шостаковича с Мстиславом Ростроповичем, Израилем Гусманом, как было акцентировано в сообщении, стали ярким примером освоения нового репертуара, который строился на синтезе традиционных и авангардных приёмов композиторской техники.

В концертной части заседания прозвучала Прелюдия и фуга ми минор ор. 87 в исполнении Дианы Деркач (кл. преп. С.А. Горячевой).

Как отметили Валерия Шиленко и Екатерина Малашкина, фрагменты из произведений Д. Шостаковича широко представлены в учебниках по Сольфеджио таких авторов, как А.Л. Островский, М.В. Карасёва, Н. Тифтикиди и других. Речь шла и о внедрении информационных технологий в сферу музыкального образования:  саратовский композитор, профессор С.П. Полозов разработал методику компьютерных технологий в музыкальном образовании («Информационные аспекты написания музыкальных диктантов»; Компьютерные информационные технологии как средство повышения эффективности обучения музыке»). Профессор Ростовской консерватории – В.Ф. Красноскулов и А.В. Красноскулов создали ряд компьютерных программ по курсу сольфеджио и теории музыки, объединённых общим названием «Проект ИРМУС» (программы «Звуковая дорожка», «Музыкальный синтаксис» и «Музыкальная мозаика»); а также электронные программы «Музыкальный класс», Anvil Studio, Auralia, ETDrill, EarMaster, InTactus, Diktus, Practica Musica и др., которые можно найти в интернет-пространстве.

Как и названные ресурсы, методический материал для сольфеджирования, написания диктантов, анализа музыки Шостаковича содержит раздел по «Джазовой гармонии» в учебнике «Практический курс гармонии» Ю.Н. Холопова. В ходе лабораторных чтений было высказано предположение о взаимосвязи блюзового лада и ладов Шостаковича в миноре с пониженными ступенями.

Иллюстрации музыки Д. Шостаковича (блюзовая импровизация на гитаре, сольфеджирование фуг, аккомпанемент к фрагменту ариозо Катерины из оперы «Катерина Измайлова») представили студенты 1 курса ВО класса Д.А. Рахимовой. Заседание провела О.В. Шмакова.