Размер шрифта:
A
A
A
Цвет фона и шрифта:
Ц
Ц
Ц
Показывать
изображения:
Версия для слабовидящих
Поиск
Russian English Chinese (Simplified)

Предметно-цикловая комиссия "Теория музыки"

Гольберг Ирина Владимировна

Председатель предметно-цикловой комиссии «Теория музыки», почётный работник среднего профессионального образования РФ

Адрес: Волгоград, ул. Мира, д. 5 а, ауд. 306
Тел: +7 917 838 20 39
E-mail: giv29@list.ru
Режим работы: понедельник-четверг: 10.00-17.00, перерыв: 13.30- 14.00.

 

Общие сведения

Специальность «Теория музыки» была открыта в Сталинградском музыкальном училище в 1960 году. У истоков теоретического отделения стояли опытные педагоги: волгоградские композиторы В.Н. Семенов и Л.А. Буров, теоретики П.А. Пономарев, А.Н. Калинин, Ю.П. Храмов, В.П. Беренков и Н.В. Санина. С.А. Пищальников, Л.А. Христосевич, дирижер-хоровик С.П. Емельянов.

В разные годы на теоретическом отделении работали Р.В. Титушина, М.А. Осипова, А.В. Климов, В.П. Палачев, Л.В. Стрепетова, Л.П. Леонова, Л.Н. Трубицына, Н.А. Фишер, О.А. Алешина, В.Н. Крюков, М.Г. Карабань, И.В. Пайкина (Арановская), С.А. Баранкевич, Е.В. Аносова. М.В. Сиксимова, В.П.Давыдова, В.С. Гаврилова, А.В. Королева, М.М. Агабекян. За более чем полвека сформировались прочные традиции преподавания музыкально-теоретических дисциплин, сложился высокопрофессиональный коллектив преподавателей.

В настоящее время в составе преподавателей опытные музыковеды: М.А. Григорьева, канд.иск., доцент, Т.И. Власян, почетный работник СПО РФ, Д.А. Рахимова, канд.иск., доцент, О.В. Шмакова, канд.иск., профессор, И.В. Гольберг, почетный работник СПО РФ, с 2012 года – председатель предметно-цикловой комиссии (далее – ПЦК) «Теория музыки», Т.В. Щукина, канд.иск., доцент. Успешно преподают молодые преподаватели, выпускники колледжа и института им. П. А. Серебрякова (ныне – консерватории): Е.Л. Алтунина, К.В. Федичкина, Е.Л. Кузнецова.

ПЦК «Теория музыки» осуществляет подготовку обучающихся по специальности среднего профессионального образования 53.02.07 Теория музыки. Выпускнику присваивается квалификации «Преподаватель» и «Организатор музыкально-просветительской деятельности».

Преподаватели ПЦК ведут также курсы общепрофессональных дисциплин для обучающихся на исполнительских специальностях.

Специальность «Теория музыки» имеет хорошую учебную базу: библиотека обеспечена необходимой учебной и научной литературой, фонотека и видеотека располагает обширной коллекцией аудио и видеозаписей на компакт-дисках, имеется специализированная аудитория, оборудованная аппаратурой для прослушивания и просмотра записей.

За более чем шестидесятилетний период существования в Волгоградской консерватории им. П.А.Серебрякова специальности «Теория музыки» ее освоили более 400 человек. Большая часть выпускников получила затем высшее музыкальное или музыкально-педагогическое образование в крупнейших вузах России, Ближнего и Дальнего зарубежья. И в настоящее время успешно работают в разных звеньях системы музыкального образования Волгограда и Волгоградс.

Среди преподавателей ПЦК большая часть – выпускники Волгоградского музыкального училища, затем училища искусств, колледжа, института искусств, наконец, консерватории им. П.А. Серебрякова. Детские музыкальные .

Деятельность ПЦК «Теория музыки» определяется следующими задачами:
— подготовка высококвалифицированных музыкантов, способных осуществлять профессиональную деятельность;
— совершенствование учебного процесса и методов обучения в соответствии с современными тенденциями в музыкальной педагогике;
— организация учебно-методической, научно-исследовательской, концертно-творческой и просветительской деятельности преподавателей и обучающихся.

Учебно-методическая работа преподавателей музыкально-теоретических дисциплин направлена на модернизацию методического обеспечения программы подготовки специалистов среднего звена.

Преподавателями ПЦК «Теория музыки» разработаны и успешно ведутся следующие учебные курсы:

— сольфеджио, гармония, элементарная теория музыки (Власян Т.И., Рахимова Д.А., Григорьева М.А., Алтунина Е.Л., Федичкина К.В., Щукина Т.В., Орлова Т.С.);

— анализ музыкальных произведений (Григорьева М.А., Шмакова О.В.);

— музыкальная литература (Гольберг И.В., Шмакова О.В., Федичкина К.В., Щукина Т.В., Орлова Т.С.);

— народная музыкальная культура, народное творчество (Алтунина Е.Л., Щукина Т.В.);

— методика преподавания сольфеджио и ритмики, учебная практика «Педагогическая работа по сольфеджио и ритмике» (Рахимова Д.А.);

— «Музыкальные жанры»,  «Основные системы музыкального образования», «Основы организационной деятельности», «Основы музыкально-просветительской и творческой деятельности»: музейное и лекторское дело», «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин», учебная практика «Педагогическая работа по музыкальной литературе» (Гольберг И.В.),

— «История музыкально-художественной культуры Царицына, Сталинграда, Волгограда» (Гольберг И.В., Щукина Т.В.),

— «Основы журналистской деятельности в области музыкального искусства» (Шмакова О.В.)

По всем дисциплинам разработаны рабочие программы и фонды оценочных средств, учебно-методические материалы, в том числе по дистанционному обучению, опубликованные в сети «Интернет» и локальной сети Волгоградской консерватории. Широко используются преподавателями современные компьютерные средства и технологии – обучающие программы по сольфеджио (Власян Т.И., Рахимова Д.А.), компьютерные презентации в изучении музыкальной литературы, учебной практики по педагогической работе «Музыкальная литература» (Гольберг И.В.).

Преподаватели ПЦК ведут активную научно-методическую работу:

— проводят открытые уроки, мастер-классы, лектории и практикумы на курсах повышения квалификации, организуемым на факультете дополнительного образования консерватории;

— выступают с докладами на ежегодных научно-практических конференциях, научно-методических сессиях, открытых лекториях научно-творческого студенческого общества, организованных в Волгоградской консерватории им. П.А.Серебрякова, других образовательных организациях Волгограда, различных городов России и Зарубежья.

В различных направлениях ведется работа с обучающимися. Научно-исследовательский характер имеет написание рефератов, курсовых и дипломных работ, подготовка докладов к ежегодной внутривузовской студенческой научно-практической конференции «Искусство глазами молодых», участие в межвузовских конференциях в Музее изобразительных искусств им. Мащкова, ВолГУ и др., публикация статей в сборниках студенческих работ.

Учебно-практическую задачу решают внутривузовские конкурсы, ежегодно  проводимые  преподавателями ПЦК: по сольфеджио «Обертон» и по гармонии «Доминанта» (организаторы Власян Т.И., Рахимова Д.А.).

Более углубленному знанию музыкального искусства способствуют ставшие традиционными конкурс «Эрудит» для студентов специальности «Теория музыки», проводимый с 2002 года (организаторы Гольберг И.В., Шмакова О.В.), и Олимпиада по музыкальной литературе для студентов старших курсов исполнительских специальностей (организаторы Шмакова О.В., Гольберг И.В.).

Творчески-просветительскую направленность имеет работа студенческого Видео-клуба «Авангард» (руководитель Власян Т.И.) и клуба «Старинная и современная музыки» (руководитель Гольберг И.В.).

Обучающиеся по специальности «Теория музыки» не только приобретают глубокие знания и представления о музыкальном искусстве, но и имеют возможность получить практический опыт педагогической деятельности в созданном на базе консерватории секторе практики, где обучаются юные музыканты разных специальностей – учащиеся хоровой студии «Камертон», фортепиано, струнных, духовых и ударных инструментов, вокала. Руководители практики Рахимова Д.А. и Гольберг И.В. развивают в будущих преподавателях ответственность, творческий подход к решению учебных задач.

Навыки организаторской деятельности теоретики получают при прохождении производственной практики, выступая в качестве лекторов, формирующих программу и ведущих классные, отчетные и выездные концерты обучающихся-исполнителей и исполнительских коллективов консерватории, осваивая навыки работы с компьютерными программами обработки звука, записи аудио и видео, создания компьютерных аранжировок с помощью компьютера, набора нотного текста. Они знакомятся с архивным и музейным делом, с корреспондентской и журналистской работой.

Методическая деятельность теоретиков Волгоградского училища искусств в свое время способствовала формированию и развитию системы начального музыкального образования города и области. Были выработаны единые программные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам в ДМШ и ДШИ, создана Городская музыкально-теоретической секция для преподавателей школ. Преподаватели теоретического отдела курировали ДМШ города и области, проводили областные и зональные смотры-конкурсы, в том числе в районных центрах Волгоградской области: – Урюпинске, Михайловке, Камышине, Городище, Волжском и др., городские конкурсы по сольфеджио и музыкальной литературе. Регулярно организовывались педагогические чтения, консультации.

Эти традиции сохранены преподавателями ПЦК в настоящее время. Консультанты-кураторы городской секции преподавателей музыкально-теоретических дисциплин детских школ искусств по видам искусств участвуют в планировании и проведении заседаний.

ПЦК «Теории музыки» является учредителем и организатором Всероссийского конкурса по сольфеджио «Чистый тон» для учащихся ДМШ и ДШИ (председатель оркомитета и жюри Власян Т.И.), Межрегионального конкурса методических работ «Инновационные технологии в сфере образования: теория и практика» (председатель оргкомитета и жюри Гольберг И.В.).

Преподаватели ПЦК рецензируют различные методические работы преподавателей школ города и области, работают в жюри городских и зональных конкурсов по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Дипломанты и лауреаты

Студенты специальности «Теория музыки» принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах.

Карпун Надежда Аркадьевна, обучавшаяся в консерватории в период 2012-2016 г.г., стала лауреатом, дипломантом и призером ряда конкурсов:

— Третьего открытого всероссийского конкурса «Pianoforum» по фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей (г. Казань, 2013, класс преподавателя Дец Н.И.);

— Международного конкурса исполнителей «Отчий край» (г. Волгоград, 2013, преподавателя Дец Н.И.),

— Конкурса-фестиваля в рамках международного проекта «Волга в сердце впадает мое» (г. Волгоград, 2013 преподавателя Дец Н.И.);

— Третьего открытого всероссийского конкурса по фортепиано для студентов разных специальностей (г. Саратов, 2014, преподавателя Дец Н.И.);

— Девятнадцатой Всероссийской олимпиады по музыкальной литературе (г. Ростов-на-Дону, 2015, руководитель Гольберг И.В.),

— Конкурса по музыкальному анализу им. Е.А. Ручьевской для учащихся средних музыкальных учебных заведений России (Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2015).

Малкова Дарья Алексадровна, обучавшаяся в консерватории в период 2015-2019 г.г.:

— лауреат I степени Межрегионального конкурса творческих работ «Юный исследователь» в номинации «Презентация» (г. Волжский Самарской области, 2017, руководитель Шмакова О.В.);

— дипломант 1 степени XII Всероссийского конкурса на лучшую письменную работу по искусствоведению (Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2018, руководитель Шмакова О.В.);

— дипломант I степени II Международного конкурса обучающихся и педагогов профессиональных  учебных заведений «Proffessionalstars-2018» в номинации «Учебные работы» (руководитель Шмакова О.В.);

— дипломант 1 степени XXI Всероссийской олимпиады по музыкальной литературе (Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, 2019, руководитель Шмакова О.В.).

Чечулина Анастасия Олеговна, обучавшаяся в консерватории в период 2016-2020 г.г.:

— лауреат 3 степени IV открытого Всероссийского конкурса по курсу фортепиано для студентов разных специальностей СПО и ВПО в номинации «Сольное исполнительство» специальность «Теория музыки» (г. Саратов, 2018, руководитель Дец Н.И.);

— дипломант в номинации “За мастерское владение художественным словом” Заключительного этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей СПО 53.00.00 “Музыкальное искусство” (Москва, 2019, руководители Гольберг И.В., Дец Н.И.).

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ (НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ) СОСТАВ

Власян Тамара Ильинична

Гольберг Ирина Владимировна

Григорьева Маргарита Александровна

Кузнецова Елена Львовна

Орлова Татьяна Сергеевна

Рахимова Дильбар Абдурахмановна

Федичкина Ксения Владимировна

Шмакова Ольга Владимировна

Щукина Татьяна Валентиновна