НОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ
Для кого-то осень – «унылая пора», для кого-то – «скучная картина», а некоторые видят в ней «сказочный чертог», наполненный уютом и вдохновением.
17 октября 2025 года содружество молодых композиторов «Лира» Волгоградской государственной консерватории имени П.А. Серебрякова представило целый калейдоскоп новых сочинений.
Встреча началась с опусов Богдана Иванова, студента 3 курса ПЦК «Теория музыки». Мятежность, бурлящая энергия и порывы отчаяния пронизывали ткань «Октавного этюда» f-moll. Нагнетание страстей продолжилось в «Патетической прелюдии» d-moll, чей музыкальный язык оказался близок фортепианным поэмам А.Н. Скрябина. А в экспрессивной лирике Романса для скрипки и фортепиано передан почти театральный сюжет о несчастной любви. Примечательно, что в качестве эпиграфа Богдан использовал поэтические строки собственного сочинения, что раскрыло иную грань его творческих исканий.
Анастасия Смирнова, не изменяя традиции, погрузила публику в мир волшебных и добрых фортепианных сказок. К каждому образу были подобраны особые средства выразительности, будь то печальная Русалочка, поющая песню под триольный аккомпанемент морского прибоя; загадочная Хозяйка Медной горы, чьи сокровища самоцветов неуловимо переливаются слепящими бликами пряных диссонансов; или хрупкая, нежная, Дюймовочка, которая танцует вальс. Еще одна «Сказка» явилась собирательной картиной, в которой слушатели могли угадать гусляра-сказителя, представить русское поле, вообразить фантастических существ, веселящихся в пляске, почувствовать богатырскую удаль. Все работы Анастасии песенны по своей природе, и эта задушевность трогает сердца.
Новым жанром и открытием в истории нашего композиторского клуба стала музыка к визуальным новеллам. Её автор – студентка эстрадно-джазового отделения, Алёна Короткая. Вниманию публики были представлены два попурри, рассказывающих увлекательные истории. Первая из них – «Остров свободы», проникнутая кубинской культурой, яркой, зажигательной, чарующей. Вторая история навеяна славянскими образами. В обеих композициях впечатляет тонкая работа Алёны с тембрами оркестра. Сочные ритмы ударных и зыбкие переборы гитар создавали атмосферу кубинских улочек, жарких пляжей, предвкушения приключений. А голоса флейты и певцов в сопровождении квинтовых педалей навевали образы затерянного волшебного Средневековья. Представление музыки, написанной с применением компьютерной программы, безусловно, расширяет возможности для творческого самовыражения.
Завершилась встреча произведением профессионального мастера – Елены Валерьевны Тарабановой. Философская глубина принятия и сдерживаемое отчаяние – таков эмоциональный строй романса для меццо-сопрано «Моя жизнь» на слова Т. Фонтане. Лаконичность поэтического текста разрослась в монументальный монолог. В тончайших деталях раскрылось внимание к тексту: скупая речитация прерывалась паузами, а слово «сердце» заключено в бутон почти импровизационного пассажа, акцентируя внимание на духовном стержне человеческого бытия.
Каждый композитор поделился своим уникальным стилем, а оживлённое обсуждения музыки породило множество ассоциаций и идей.
Заседание провела Ольга Владимировна Шмакова.
Желаем нашим авторам дальнейших творческих успехов!
До новых встреч!
