Размер шрифта:
A
A
A
Цвет фона и шрифта:
Ц
Ц
Ц
Показывать
изображения:

О не первом Первом концерте Антона Рубинштейна

Как выяснилось в ходе разговора в Лаборатории научных идей «Диалог»,

существует практика, когда композитор сначала даёт порядковый номер своему опусу, а затем меняет. Особенно это относится к первым опусам, как было с Первой симфонией К. Черни, кантатой «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева и с другими произведениями. Подобная история произошла с Первым фортепианным концертом Антона Рубинштейна. В итоге – это ор. 25.

Андрей Карпов раскрыл особенности натуры знаменитого пианиста-виртуоза  и дирижёра, который во многом писал этот концерт, как говорится, «для себя», для расширения репертуара. В трёхчастном цикле наряду с самобытными чертами в части  русскоромансного мелодизма  слышны шопеновские фактура и гармоническая изысканность, листовские пафосность и крупная техника. Очевидны и предвосхищения драматических кульминаций a la Чайковский, и широкого дыхания волны динамического нарастания в рахманиновских концертах. При этом в целом музыка оставила впечатление свежей и по-романтически насыщенной контрастами партитурой. По сути, это первое произведение в жанре фортепианного концерта в истории русской музыки (1850 год).

В диалоге отмеченной стала тональность ми минор, в которой созданы многие лирико-драматические концепции XIX века: уже упомянутый концерт Шопена, скрипичный концерт Мендельсона (с аналогичным тональным планом частей), последняя симфония Брамса и Пятая симфония Чайковского… С последней концерт Рубинштейна сближает соло валторны в медленной части.

Важные детали биографии, прекрасная музыка, насыщенное обсуждение – слагаемые весьма качественного заседания НТСО, прошедшего 4 декабря 2023 года в стенах нашей консерватории.