Малевич и его «Чёрный квадрат»
27 декабря 2022 года прошло очередное заседание видеоклуба «Авангард» на тему «Чёрный квадрат» К. Малевича. Смыслы? Мнения. А что вы думаете?».
«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых, как пояснил художник, ставилась цель исследовать базовые возможности цвета и композиции. Эта работа является, по замыслу автора, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
Предшествовавший созданию картины период с 1910 по 1913 год был решающим в развитии русского авангарда. В это время движение кубофутуризма достигло своего апогея, и начали появляться новые художественные направления. Кубизм и его метод «геометризации» уже казались художникам односторонними. Одни художники стремились к более тонкой и сложной согласованности искусства с природой. Другим в кубизме мешала его неизменная привязанность к «предметности» изображения. Таким образом, в русском искусстве образовались два пути начавшегося движения к «чистой беспредметности». Во главе одного движения, названного конструктивизмом, стал В. Е. Татлин, а во главе другого — супрематизма — К.С.Малевич.
Последним шагом на пути к супрематизму была постановка оперы М.В. Матюшина «Победа над Солнцем», осуществлённая 3 (16) и 5 (18) декабря 1913 года. К.С. Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к этой постановке. В эскизах впервые возникло изображение «чёрного квадрата», означавшее, по замыслу художника, пластическое выражение «победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы»: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга.
Заседание провела Арина Джангирова. Руководитель видеоклуба «Авангард» – Тамара Ильинична Власян.